Специалисты по торговле предрекают сети "Едим дома" быструю кончину.

Звездная семья Михалковых - Кончаловских запустила в Москве сеть бакалейных лавок «Едим дома», хотя ранее планировалось под этим брендом развивать сеть фастфуда - альтернативу McDonald's. Эксперты «НИ» скептически приняли этот проект.

В пресс-релизе ООО «Едим дома ритейл» сообщается, что магазины открылись в торговом центре «Пятое авеню» и в ЖК «Царицыно». А всего в в планах компании открытие только в 2017 году 30 таких лавок. Точки позиционируются как новый формат – торговые площади составляют порядка 100 кв м, продуктовая линейка состоит из 1,5 тысяч наименований, причем акцент делается на российских продуктах. Как видим, Андрей Кончаловский и Никита Михалков – владельцы бренда – снова эксплуатируют тему патриотизма как и в случае с проектом сети быстрого питания «Едим дома», анонсированном звездными братьями весной 2015 года. Стоимость всей сети они тогда оценили почти в 1 млрд рублей и…попросили эти деньги у президента РФ Владимира Путина, чем вызвали гнев общественности и недоумение бизнеса.

Более того, по неофициальной информации, Михалков и Кончаловский просили губернатора Московской области выделить им землю под проекты на льготных условиях, чем также неприятно озадачили главу Подмосковья. Публично, понятно, Воробьев не озвучил свои сомнения. В определенном смысле за него это сделал бывший министр финансов Алексей Кудрин, который сказал, что «создание сети питания по схеме Михалкова и Кончаловского создаст большие проблемы российскому среднему и малому бизнесу, чем конкуренцию McDonald's.»

Итак, проект ресторанов «Едим дома» с самого начала не задался. Почему?

«Ресторанный бизнес в период кризиса пострадал один из первых: расходы выросли, потребительский спрос упал. Кроме этого, проект Кончаловских-Михалковых  "Едим дома" сильно критиковался, в том числе, и представителями ресторанного бизнеса, поэтому, скорее всего, из-за всех этих факторов звездная семья сменила направление бизнеса на более выгодное и более простое в реализации», - рассуждает в беседе с «НИ» Антон Соничев, эксперт центра «Общественная Дума».

Но причины неудач у проекта «Едим дома» системные, сказал «НИ» Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group. По его словам, Михалковы-Кончаловские, грубо говоря, занялись не своим делом, вернее, начали бизнес, которого они не знают.

«В 90% случаев открытие предприятий общепита происходит без каких-либо исследований рынка, маркетинга и элементарных экономических расчетов, - разъясняет Потапенко - Все, как правило, привязано к локации, в лучшем случае, а часто и только к умозаключениям некого человека, который задумал проект и который причисляет себя к селебрити, считая сей факт гарантией успеха своего бизнеса».

При этом практика показывает, что 99% проектов, открывающихся по такой схеме, закрываются, причем обоснованно. «99 % процентов людей, которые приходят в заведения, открытые медийными персонами, делают это для того, чтобы себя показать рядом со звездами и попасть затем в глянец, но долго эта история не может продолжаться, - говорит Потапенко – Ведь все эти люди – не регулярные клиенты, завтра, условно, они пойдут в другие аналогичные места, благо таких кафе-однодневок очень много. Потому как волной пришли - так волной и ушли».

По словам Потапенко, все решают технологии и выбор места.

«Меньше пяти точек на такой мегаполис, как Москва, открывать нельзя, если хочешь, чтобы проект не прогорел. Плюс в этой «истории» очень важно наличие фабрики-кухни. Поэтому заходить в регион с меньшим количеством кафе и без фабрики кухни – это бессмысленные инвестиции», - уверен он.

В проекте с бакалейными лавками Михалковы-Кончаловские, похоже, неверно выбрали поставщиков продуктов.

«Далеко не всегда переход на отечественные продукты выходит дешевле, - говорит Антон Соничев. - Многие отечественные производители подстроились под изменения и продают свои товары не намного дешевле зарубежных, а нередко и дороже. При этом есть товары, которые не заменишь российскими».

«Отечественного продукта как не было, так и нет, а то, что производится, это - часто подделка отвратительного качества», - категоричен Потапенко.

Кроме того, в проекте с бакалейными лавками непонятно изначально, на кого рассчитан этот формат. Продукты, которые не смогли попасть в федеральную розницу, явно будут дороговаты для среднего класса – объемы не те, плюс надбавка за «уникальность». Поэтому эта ценовая матрица явно не рассчитана на обитателей ЖК «Царицыно», которым, исходя из их доходов, логичнее отовариваться в «Пятерочке» или «Перекрестке».

Зачем семья Михалковых-Кончаловских так упорно цепляется за проект «Едим дома»?

Даже не вникая в финансовые расчеты и просчеты, можно сказать, что фальстарт c закусочными принес звездной семье репутационные издержки.

Сама идея объявить себя конкурентом McDonald's, цитадели западного общепита, с просчитанными до цента бизнес-планами и технологиями, где отслеживаются социальные –экономические предпочтения потенциальных клиентов, - это, мягко говоря, утопия.

Ресторанный бизнес и ритейл – это не кино, где можно строить сюжет на нереальных вещах и мечтать, например, о возрождении монархии в нашей стране и примерять на себя роль царя-победителя.

Поход в кафе – это социализация, полагает Потапенко, поэтому креатив, всякие художества приветствуются, если они сделаны грамотно.

Поэтому выход на рынок стрит-фуда для профессионалов не закрыт даже в кризис.

«Рынок стрит - общепита переполнен не технологичными концепциями, поэтому для правильных, просчитанных проектов места есть, - говорит Потапенко. - Я думаю, что в ближайшие 1,5 года произойдет самоочищение рынка от непродуманных концептов, временщиков, кризис поможет вынести с площадки пафос, псевдопатриотизм, фейки, потому как технологии лежат в основе обслуживания клиентов».