Под конец года ритейлеры обнаружили недостачу покупателей.

Годовая выручка крупнейшего ритейлера России «Магнита» может оказаться меньше прогнозируемой. В ноябре «Ведомости» сообщили о том, что чистый доход группы компаний «Дикси» в 3-м квартале 2016 года вырос вдвое. «Профиль» поговорил с экспертами о природе проблем розничных сетей, которые они все пытаются скрывать.

О снижении темпов роста в октябре отчитывался не один ритейлер: рост объемов продаж по результатам выручки у «Дикси» составил тогда 8,5%, «Магнита» — 10,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, группа компаний «Дикси» нарастила убыток, который составил 2,03 млрд рублей за 9 месяцев.

В ноябре ситуация у «Магнита» ухудшилась: продажи выросли на 10,2% по сравнению с ноябрем 2015 г. По данным «Ведомостей», чтобы выйти на спрогнозированный менеджментом ритейлера рост в 14-16% за 2016 год, в ноябре-декабре «Магниту» нужно было увеличить рост продаж до 14,6% по сравнению с тем же периодом в 2015 г. Таким образом, выручка ритейлера может оказаться ниже прогнозируемой.

Опрошенные «Профилем» эксперты указывают, что главная причина неприятностей торговых сетей — падение доходов населения.

«Важнейший фактор, из-за которого сети закрываются — это сокращение доходов населения, — говорит генеральный директор компании Urvista Алексей Петропольский. — Средний чек упал с 500 рублей до 300, а в некоторых регионах — до 200 рублей. Ввиду сложившейся ситуации сети не тянут запланированные расходы, что ведет к постоянному увеличению убытков».

«Ничего удивительного нет: снижение покупательской способности в России продолжается последние два года», — солидарен во мнении управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.

Алексей Петропольский считает, что ритейл сейчас работает как финансовая пирамида: магазины открываются и работают за счет операционных денег. «Деньги, за которые мы покупаем продукты, идут не производителям этих товаров, которые получат деньги от новых покупателей только через 1-1,5 года, а на открытие новых магазинов, — объясняет он. — Производители кредитуют магазины, создавая, тем самым, финансовые пирамиды. Конечно, вечно такая ситуация продолжаться не может. Как только у производителей начинаются проблемы, и потребительский спрос падает, система начинает рушиться, а кредиторы начинают давить на своих должников».

Сеть должна сужаться и искать какие-то другие точки кредитования, продолжает эксперт. «Этим сейчас занимаются и "Магнит", и "Дикси", и другие ритейлеры, — говорит он. — "Магнит" — это федеральная структура, которая кормит весь юг России, где до них ритейла как такового не было вообще. Эта сеть пытается укрепиться в Москве, но у них большие проблемы с логистикой, и их методы во многом излишне консервативны. Мы можем видеть, что в Москве они так же часто закрываются, как и открываются. Их политика во многом не логична: владельцы предпочитают платить завышенную аренду, нежели приобретать точки в собственность по хорошей цене, которую они могли бы отбить за рекордный срок в 4-5 лет. Из этого следует, что они предпочитают жить сегодняшним днем, а не работать на перспективу».

Однако по-настоящему серьезных проблем у «Магнита» быть не должно: этот игрок слишком важен, чтобы ему позволили пропасть. «Думаю, что государственные банки или поддержка из федерального бюджета поможет "Магниту" удержаться на плаву. В противном случае, на юге просто не будет продуктовых сетей», — полагает Петропольский.

 

«своя фишка — не была найдена, поэтому накопленные на сегодняшний день убытки абсолютно обоснованы» (Д. Потапенко)



Для сети «Дикси» прогноз у эксперта не столь позитивный. «Сначала был бурный рост сети — в день открывалось до двадцати магазинов по всей России. Весь этот рост был опять же в кредит, и не всегда правильно рассчитывался потенциал точки, — говорит Петропольский. — Никто не считал конкретную рентабельность, все просто вкладывали в рост сети. Эффект от роста был заметен сразу — вместе с открытием нового магазина вырастали и оборотные средства. Чем больше было магазинов, тем больше валовая кассовая выручка в течение дня, и за счет этой выручки открывались новые магазины. На поверхности казалось, что все хорошо, реальную прибыль никто не считал. В итоге получился чистый минус. Теперь сложно предположить, как покрыть такие долги, и можно смело сделать прогноз, что для «Дикси» это — начало конца».

Дмитрий Потапенко также не видит большой проблемы в том, что «Магнит» не выйдет на спрогнозированный рост. Причина общая для всех — падение экономики.

Впрочем, у «Дикси» есть свои особенности. «После смены руководства ритейлера была запущена достаточно агрессивная экспансия, гонка за количеством, которая продолжается, в общем-то, и сейчас, — напоминает эксперт. — Но собственный формат так и не был выработан. Своя фишка — не маркетинговая, а с точки зрения позиционирования, — не была найдена, поэтому накопленные на сегодняшний день убытки абсолютно обоснованы».

При этом Потапенко считает, что дела у всех сетей идут нормально, а сокращение роста предсказуемо. Но даже если нет, мало кто это заметит. «Давайте будем объективны, — говорит он. — Если какая-то сеть, например, покупает другую сеть — для кого это фатально? Ни для кого. Владелец компании может спуститься по социальной лестнице, но он останется единственным, для кого последствия условно фатальны. Сотрудники просто переходят в "другую печать". Кассир ведь не потеряет работу, а будет просто работать в другой форме, с чуть лучшим или чуть худшим обслуживанием».

По информации RNS, X5 Retail Group, напротив, нарастила продажи. Руководство компании заявляет о готовности занять первое место в России. Ранее также стало известно, что «Ашан» будет развивать сеть магазинов у дома под брендом «Мой Ашан». Алексей Петропольский считает, что у компании есть все шансы добиться успеха. «У "Ашана" есть большие перспективы развития сети небольших магазинов в городах, — уверен он. — Они зарекомендовали себя как успешная сеть гипермаркетов с разумной политикой и долгосрочным планированием. Можно утверждать, что они умеют вести дела и, главное, считать и распределять деньги».

Будущее «Дикси» зависит от быстрых действий руководства, считает Потапенко. «Фатального нет ничего, — говорит он. — Да, "Дикси" будет покрывать убытки, но это же операционный бизнес. Если операционная команда примет жесткие меры, то они выплывут. Если запустят, то им конец».