в гостях:
Михаил Семенов - основатель и руководитель компании QBIK
ведущий авторской программы «Курс Потапенко»:
Дмитрий Потапенко

Д.Потапенко― Ну что? Всем доброй ночи, это Курс дядюшки По, и по-прежнему я, Дмитрий Потапенко, и мы по-прежнему говорим о предпринимателях и об экономике, которую они создают. Создают по-разному, очень разная экономика бывает, вырастает из людей. Они делают, как вы помните, кто-то делает пельмешки, гамбургеры, виртуальные какие-то вещи, как делал Дэвид Ян, который у меня был в гостях. Ну и сегодня у меня предприниматель, который тоже, в общем, создает экономику своими руками достаточно молодой Михаил Семёнов, основатель и руководитель компании QBIK. Ну, так красиво мы обозвали компанию. Это вы ее назвали. Ну а тему я озаглавил «Как заработать на уличных кубиках?» Давайте попробуем объяснить в аудиоформате, что такое уличный кубик? То есть я на пальцах постараюсь, а вы меня поправьте.

Это некое архитектурное сооружение, внутрь которого вставляется либо заведение общепита, либо условная качелька, ну, то есть что-то, какая-то развлекательная вещь. Поправьте, Михаил. Я неправильно воспроизвел? Или как-то надо по-другому это рассматривать?

М.Семёнов― Абсолютно так вы сказали. Это кубик, QBIK (кому как удобней). QBIK проще запоминается.

Д.Потапенко― Ну, давайте мы будем по кубикам.

М.Семёнов― Давайте. Побежали по кубикам.

Д.Потапенко― Я поэтому и обозвал тему, что про кубики.

М.Семёнов― Хорошо. Это простое модульное решение, которое используется как на открытых, так и закрытых мероприятиях. Это и домики, про которые вы сказали, где работает продавец, это и мебель, на которой может сидеть гость мероприятия, это и качельки, и всё остальное.

Но основная идея всё равно в том, что продукты, которые мы создаем и сдаем в аренду, они быстро собираются, они дешевые относительно и при этом они уникальные и красивые. И, собственно, вокруг этих трех, так сказать, постулатов мы развиваем весь бизнес.

Д.Потапенко― Хорошо. Ну, то есть если упрощенно попытаться вас, так скажем, воспроизвести, то вы, по сути дела… Вот, раньше были Тонары, да? Я почему пытаюсь сместить в какую-то практическую плоскость? Потому что многие… Ну, у нас радиослушателей очень много, и не все ходят в Парк Горького. Потому что я воспроизвел визуальный ряд того, что я представлял там во многих парках, на некоторых фестивалях. Ну, это, в основном, молодежная история, все-таки, опять-таки, я не совсем молодежь. Но в регионах этого не так много. Поэтому я стараюсь, вот, чтобы люди, которые находятся за МКАДом, поняли, что же вы делаете. Так если говорить, вот…

М.Семёнов― ...аналогиями.

Д.Потапенко― Да, аналогиями. Вот, про Тонары. Чем вы над Тонарами-то выигрываете?

М.Семёнов― Раньше были шатры. Вот, вы правильно сказали.

Д.Потапенко― И шатры, да.

М.Семёнов― Мы их называем «динозаврами». То есть это конкуренты, которые не следуют трендам рынка, которые берут какие-то стандартные старые решения, ну и, собственно, и так, как динозавры – вы знаете, их, собственно, будущее и настоящее.

Мы же двигаемся именно в современном таком направлении, и отличие именно… Ну, например, я называл 3 основных, да? То есть быстро – это значит, те конструкции, которые предлагаем мы и которыми застраиваем мероприятие, они примерно на 30% быстрее собираются за счет своей модульности, за счет скорости сборки и четко отточенных моментов.

Второе, то, что важно нашим клиентам… Мы, кстати, клиентов называем «друзьями», потому что, ну, ни для кого не секрет, что организация мероприятий – это огромный стресс, и мы идем рядом со своим другом и решаем совместные проблемы. А друзья – это те, с кем ты готов идти и в огонь, и в воду, и в медные трубы.

Д.Потапенко― Ну, о’кей. У нас, напомню, +7 985 970-45-45 – это SMS-портал, куда можно набарабанить смсочку и, соответственно, задать вопрос. Как обычно спасибо Дмитрию Мезенцеву, который желает доброго вечера и хорошего эфира. И Дмитрий Мезенцев как раз, вот поскольку он у нас проживает за Уралом, он и задает вопрос: «Интересно, что это такое?» Я поэтому постарался, Дмитрий, ответить на этот вопрос.

Так вот, Михаил, вернемся. Да, предположим, соответственно, шатры (так, хороший вы мне подбросили аналог) – это такая история динозаврская. Но, ведь, шатер-то очень дешевая история. И, вот, по скорости возведения, ну, черт побери, я думаю, что можно посоревноваться. Потому что у вас, несмотря на то, что архитектурное решение (ну, те, кто посмотрят в интернете или фотографию), оно достаточно простое (я это как инженер говорю). Но оно, все-таки, наверное, собирается дольше, чем тот же шатер, который просто натягивается, там, условно говоря, ставится палка, делаются растяжки. Ну, такая стандартная палатка. Ну и стоимость.

М.Семёнов― А у нас даже растяжки нету. То есть у нас 4 столба, пол, крыша, столешница и, собственно, конструкция самая основная, самая популярная – она готова. Вот. Если говорить по цене, то цена, на самом деле, рыночная, если сравнивать шатер и кубик, они примерно одинаковы, на самом деле.

Д.Потапенко― А за счет чего?

М.Семёнов― За счет того, что мы берем масштабом. У нас достаточно большое количество конструкций. И за счет параллельных площадок цена, соответственно, снижается. И плюс к этому за счет быстроты сборки мы тратим меньше времени и используем меньше рабочей силы. То есть чтобы возвести шатер вам нужно порядка 6-8 человек, ну, чтобы подняться еще на высоту. Понимаете, да? А у нас 2 человека, один шуруповерт и побежали. И всё готово. Собственно, поэтому цена ниже, в каких-то моментах она одинакова. Ну, зимой, может быть, чуть подороже, потому что здесь уже универсальность и зимой, и летом то, что и стенки закрываются, и отопление появляется, и освещение. То есть можно работать круглый год. Собственно, поэтому это большое преимущество.

Д.Потапенко― Но ваш бизнес в том, что вы это строите под ключ? Или сдаете в аренду?

М.Семёнов― В том, что сдаем в аренду и занимаемся организацией площадки под ключ. И четвертый важный постулат, с которым мы работаем, это именно мы слышим клиента, мы слышим его запрос и в момент, когда он приходит к нам со своей, так сказать, проблемой, болью, мы выезжаем на площадку, мы анализируем, в принципе, ландшафт, понимаем, как выгоднее поставить оборудование, как правильно не распыляться в принципе на несколько гектар. Понимаете, да? То есть лучше точечно ударить красиво качественно, и привлечь людей к этим точкам, нежели просто на территории.

Д.Потапенко― Ну, бомбить по площадям.

М.Семёнов― Да.

Д.Потапенко― Хорошо. Но основной ваш клиент, если я себе понимаю, это организаторы фестивалей, ну, или каких-то ивентов, скажем так, под открытым небом.

М.Семёнов― Абсолютно.

Д.Потапенко― То есть это не физические лица, это вот достаточно ограниченное количество компаний. Насколько велик этот рынок? И самое главное, насколько он позволяет выживать в ту самую зимнюю пору, которая у нас, как известно, практически 9, ну, по крайней мере, 8 месяцев в году?

М.Семёнов― Более 2 тысяч организаторов фестивалей и мероприятий под открытым небом, и из них 80% в Москве. То есть рынок здесь достаточно большой. И мы, естественно, не весь рынок еще освоили, так сказать, да? Если говорить про сезонность, то сезонности как таковой нет, потому что зимой люди организовывают корпоративы, если мы говорим про B2B, зимой люди ходят на фестивали и на ярмарки, и вы, наверняка, были в Москве на фестивале варенья, например, да?

Лето для нас – это 1-е марта – 1-е ноября. То есть, в принципе, в году всего лишь 2-3 месяца, когда идет какой-то спад. Но в эти месяцы, компания, в которой мы работаем, наша компания – она занимается ремонтом, настройкой, проектированием нового оборудования. То есть, в принципе, у нас работа нон-стоп 12 месяцев в году.

Д.Потапенко― Ну, вот, начинают поступать уже смски с вопросами. +7 985 970-45-45 – это SMS-портал, куда можно набарабанить вопросец.

Задают вопрос: «Кто им платит? Мэрия? Если да, то выживут ли они без государственных денег?» Ну, я, наверное, попытаюсь ответить даже за Михаила, поскольку немножко знаю тему ивентов под открытым небом с обратной стороны. Зачастую (ну, конечно, это не так часто) меня приглашают в качестве выступающего лектора. Раньше это были такие лектора знаний, общество «Знание». Я про бизнес.

Так вот в 90% случаев, как мне кажется, мэрия там не имеет никакого отношения. В основном, это такая, частная история, когда у мэрии там, ну, в основном, могут арендовать частники, вот, площадку, не более того. Но поправьте меня, Михаил. Насколько вот из этих 2 тысяч, которые вы упомянули, есть там государственные деньги?

М.Семёнов― Государственные деньги есть, и вы правильно сказали, что это минимальный процент. В основном, это частный бизнес, в основном, это частные деньги. В основном, это корпоративные клиенты. То есть если мы разделяем на 2 лагеря клиентов, то есть организаторы мероприятий, ивент-агентства – они зарабатывают, собственно, с их клиентов, да? Если мы говорим про организаторов фестивалей, то они зарабатывают на билетах, на партнерах. Ну, то есть здесь практически нету бюджетных денег. Поэтому рынок такой, достаточно интересный. Здесь минимум тендеров, ну, то есть достаточно разумная конкуренция.

Д.Потапенко― Ну, имеется в виду тендеров таких, государственных имеется в виду.

М.Семёнов― Да, абсолютно.

Д.Потапенко― Тендера-то внутренние, я так себе понимаю, они присутствуют, просто вас сравнивают. Ну, хорошо. Расскажите тогда, скажите хорошее о своих конкурентах. И насколько часто вас подделывают?

М.Семёнов― Вот, помните, я сказал про динозавров?

Д.Потапенко― Ну да. Ну, потому что те, кто делают шатры, с точки зрения конструктива я могу оценить следующее. Что несмотря на то, что я инженер-конструктор-технолог в области электроники, ну, ваш кубик, я вам могу сказать, я воспроизведу. Железобетонно. То есть там настолько конструкция примитивная…

М.Семёнов― Да. Абсолютно.

Д.Потапенко― Один купить, и всё. Я даже из паллет бы это вообще возводил.

М.Семёнов― Легко. И я вам даже больше скажу, на сайте у нас есть все чертежи, если нужно.

Д.Потапенко― А, даже чертежи?

М.Семёнов― Тут история немножко про другое.

Д.Потапенко― Так, хорошо. Давайте.

М.Семёнов― Бизнес – он про другое. То есть мы не деревянные шатры сдаем, да? А мы сдаем… У нас услуга называется «Организация пространства для мероприятий». Вот. И второй лагерь конкурентов – я их называю «продолжатели». То есть это даже немножко льстит, потому что за всё время существования компании порядка 10 компаний взяли за основу наш конструктив, ну и, собственно, каждый в своей сфере пытается заработать. Потому что кто-то организовывает маркет и для себя использует это оборудование, кто-то пытается сдавать его просто, да? Мы же… Сейчас немножко вернусь назад.

То есть технологически они наши конкуренты, но фактически всё равно мы занимаемся организацией. И я говорил, что мы включаемся в процесс, мы слышим клиента, мы помогаем с планировкой площадки. Понимаете, да? То есть мы знаем точно, сколько нужно на 20 тысяч человек, исходя из этой площади этого парка, сколько нужно оборудования, сколько нужно домиков-кубиков, сколько нужно лавочек, где нужно оформить, где электричества добавить и так далее.

Ну, то есть, на самом деле, в этом-то основное преимущество конкурентное.

Д.Потапенко― Ну, опять-таки, когда вы говорили о шатрах и о том, что они там условные динозавры, ну, им же ничто не мешает, имея достаточно хорошие контакты с теми же организаторами мероприятий, поскольку они динозавры, то есть у них старые связи, ну, сделать либо аналог, либо закупить в том числе вплоть у вас.

М.Семёнов― Здесь есть даже кейс. В самом начале, когда мы только появились, мы пошли… У меня была презентация, фотография первого готового кубика. Я пошел по клиентам. Первый клиент, который откликнулся, Пикник «Афиши». И они, знаете, что сказали? Они сказали: «Михаил, как мы рады, что наконец-то появилось что-то, не похожее на шатры». И с этого всё и завернулось, с этого вообще пошел, в принципе, бизнес, потому что мы предлагали абсолютно новое, то, чего нет на рынке, достаточно уникальные штуки.

И еще, вот, про преимущества нашего оборудования. Оно достаточно уникально и красиво. То есть мы делаем акцент именно на красоте и на качестве нашего оборудования, поэтому у нас всегда в команде есть художник-оформитель, у нас всегда есть декоратор. И мы еще визуально продумываем площадку. И тогда гость, который приходит на мероприятие, ему приятно даже там находиться. Да, там играет приятная музыка, там могут вкусно накормить, но если визуально не комфортно, то вы будете чувствовать себя, да?.. И сейчас тренд там в Инстаграм фотографию. И когда красиво вокруг, хочется и фотографию выкладывать. Вот.

Я, конечно, статистику не подводил, но на мероприятиях, где делают акцент на красоте, публикаций гораздо больше, нежели…

Д.Потапенко― Ну, публикации – я не могу не согласиться. Скорее всего, больше. Другое дело, что превращается ли это?.. Есть ли так называемая конверсия? То есть мы немножко с вами за эфиром про эту тему проговорили. Потому что меня всегда истории с Инстаграмом, Facebook и Вконтакте волнует только с одной точки зрения. Я человек крайне прагматичный, всегда говорю: «Вот там миллион «лайков» – это, конечно, всё замечательно, но 100 рублей лучше». Это вот мой категорический подход, я говорю. Поэтому можете хоть «облайкаться», но, вот, лучше 100 рублей на бочку, а потом всё остальное вы можете рассказывать.

Так вот, возвращаясь не столько к красоте, а к самой практичности вот этих всех историй. то бишь вашего оборудования. Сейчас сколько у вас человек в команде занимается всей этой историей?

М.Семёнов― У нас работает 10 человек. Ребята, которые отвечают за архитектурные решения, конструктор, дизайнер, который работает над визуальной составляющей. Я, естественно, занимаюсь проектами, да? И есть технический персонал, который подготавливает оборудование на складе.

Д.Потапенко― Ну, судя по всему, у вас большое количество должно быть, ну, почти гастарбайтеров, которые собирают-разбирают. Причем, это люди, которые всё время меняются.

М.Семёнов― Да, вы правильно услышали. И тут преимущество нашего бизнеса в том, что здесь 70% переменных расходов. И 10 человек – это когда у вас вообще межсезонье, да? А когда большое количество мероприятий (бывает до 10-ти в день в выходные), мы вырастаем до 50 человек. Но мы их не называем «гастарбайтерами» — ну, там, монтажники, грузчики, водители.

Д.Потапенко― Откуда берете-то? Потому что это всегда такая история… Потому что, вот, даже при вашем примитивном оборудовании, ну, скажем так, поскольку, ну, по моим оценкам (вы меня сейчас поправите), я просто гляжу на ваше оборудование, судя по всему это сосна, достаточно такая, простая.

М.Семёнов― Абсолютно.

Д.Потапенко― Да. И, соответственно, просто пару раз неверно, криво поставленный шуруповерт, ну и, соответственно, криво вошедший болт просто разрушает конструкцию, ну, потому что она войдет не в паз, и… Ну, тут руки должны быть банально хотя бы из того места. А вот с этим у нас, как говорится, тяжеловато.

М.Семёнов― Здесь есть пример. В начале пути У нас был проект «Масленица в Монако на Лазурном берегу». И мы с клиентом договорились, что, собственно…

Д.Потапенко― Но это в Монако было?

М.Семёнов― В Монако. В Монако.

Д.Потапенко― Ух. Где же такого клиента-то нашли?

М.Семёнов― Хороший клиент.

Д.Потапенко― Ну так вот расскажете потом. Давайте.

М.Семёнов― Да. И мы договорились, что гастарбайтеров возьмем на месте. Испанцы, итальянцы – никто не говорит по-английски. И здесь было как раз, вот, преимущество в простоте, в том, что я показал чертеж, я сам перед ними собрал один кубик и дальше, ну, побежало как легко, знаете, просто собралось и всё. Вот. Ну, это одно было мероприятие – я мог контролировать, в принципе, качество выполнения работы.

Да, в Москве же, когда у нас одновременно работает 7-8 площадок, вот именно те люди, которые в штате, шефы монтажа – они следят за качеством. И простота… Вот именно про преимущество в простоте – то, что там достаточно сложно промахнуться, потому что дырка уже есть. Всё равно люди, вот эти 50 человек – они с нами работают не первый день, да? Мы же их не каждый раз меняем. То есть это их работа, это их…

Д.Потапенко― Ну, то есть это, все-таки, более-менее штат, который из года в год.

М.Семёнов― Всё равно, да. И мы перед сезоном договариваемся с ребятами, что «Ребят, сейчас сезон. Давайте?» Мы набираем штат, так сказать, людей, которые готовы с нами в течение сезона идти.

Д.Потапенко― Ну, логичный вопрос, собственно говоря, откуда вы берете клиентов? Ну, вот, про Монако – это вообще такая, уникальная история. Откуда клиент вдруг ни с того, ни с сего поверил какой-то команде, у которой, ну, по формальным признакам за душой, ну, грубо говоря, как у латыша, что называется, фиг да душа (есть такая русская пословица)? Ну, по сути дела, чего у вас там? Пустышечная печать, на которой ни активов, ничего, ну, в лучшем случае офисок, там, метров на 50, пусть и даже в самом центре. Ну, так, по-честному-то. Ну, я так понимаю, что это так оно и есть.

М.Семёнов― Еще есть склад на 700 квадратов.

Д.Потапенко― А, ну, склад, хорошо, ладно.

М.Семёнов― С большим количеством оборудования.

Д.Потапенко― Склад где-нибудь с деревяшками, которые могут сгореть в любую секунду, но, тем не менее, дай бог им здоровья, чтобы так оно не произошло. Где-нибудь в Подмосковье. Ну, все-таки, вот, как появился клиент из Монако? Я так понимаю, что это кто-то был из родных, близких или приведенных?

М.Семёнов― Абсолютно издалека. У меня более 50% клиентов – это сарафанное радио, люди, которые пришли либо им посоветовали, либо они увидели на мероприятии. И так как я большой акцент делал на фестивалях… А на фестивали приходят все организаторы. Люди приходят туда отдохнуть, у них хорошее настроение, поэтому приходят туда с хорошим настроением (повторился, извините).

И Монако пришло, собственно, так же. Мы сделали День города, и одна из площадок была в Саду имени Баумана. И Слава Полунин занимался организацией этой площадки (ну, не суть), и мы там сделали небольшой фудкорт. И на столбике кубика была информация, было написано QBIK.pro. Всё.

Д.Потапенко― Ну, понятно. То есть был адрес вашего сайта.

М.Семёнов― Адрес сайта. Зашли, позвонили. Через примерно месяц мы связались. Естественно, для меня это было необычно, потому что я… Компании полгода, совсем молодые были тогда. У меня тогда был 100 метров квадратных склад и, в принципе, больше ничего, и одна помощница. Но пришли, и зацепило именно то, что их задача была максимально выделиться в Монако. Люди там обеспеченные достаточно, они, в принципе, ну, уже всё видели, им скучно, там, жить как минимум. Вот.

И зацепило их то, что визуально это было достаточно уникально. Ну, этого, в принципе, в мире нет до сих пор, да? То есть, есть же продолжатели, ну и всё, в принципе. Вот.

Им понравилась цена, потому что они даже считали на месте, сколько стоит произвести – в 3 раза реализация проекта дороже.

Д.Потапенко― То есть вы банально везли сосну из России в Монако?

М.Семёнов― Да. Не поверите. Одна фура, 2,5 дня сборка и полдня демонтаж. Вот. Конечно, я…

Д.Потапенко― Ну, в Монако, конечно, или где-нибудь во Франции сложно было бы найти, конечно, сосну и что-то из этого близкое, конечно. Не могу не согласиться. Но неужели там в какой-нибудь Польше или чего-нибудь рядом с этим, этого не существовало? Потому что тут еще это затамаживать, потом вывозить – это же вообще трэш-трэш. Ну, то есть ценник должен был как крыло от «Боинга» быть приблизительно с вывозом этой фуры.

М.Семёнов― Да. А мы сдавали в аренду, у нас была система (НЕРАЗБОРЧИВО) (может, знаете?) и всё. Привезли, увезли, быстренько собрали. И там еще был интересен кейс в том, что мы полностью организовали площадку. Мы продумали, мы сделали, что в этом месте у вас шатер, VIP-шатер, здесь у вас сцена, которую мы тоже сделали, здесь у вас фудкорт, здесь маркет, детская зона. И, в принципе, всё готово, вплоть до электрообеспечения. Площадка то есть под ключ. Это, конечно, риски были для самого клиента, но справились.

Д.Потапенко― Ну, клиент то, что вам поверил, что называется, пионеру лагеря «Солнышко», который, что называется, никогда такого не делал. Ну, клиент рисковый, конечно, оказался, сразу скажу.

М.Семёнов― Да. Ну, все довольны остались. И я жив, как видите.

Д.Потапенко― Ну, это самое главное, что, да… Потому что это хорошо, когда довольны. Когда возникают косяки, тут основная проблема.

+7 985 970-45-45 – это SMS-портал, сюда можно бросить вопрос. Вот, Николай из Москвы задает вопрос: «Вы изготавливаете только уличные кубики или есть решения для помещений торговых и бизнес-центров?»

М.Семёнов― Основной рынок для нас – это улица. Но есть решения, которые применимы и для indoor, для помещений. И на сайте если вы окажетесь, то в разделе «Проекты» вы увидите несколько, более 15 проектов, реализованных в помещении.

Следующий этап через год мы начнем уже проектировать вот эти простые модульные решения для помещений, ну и, собственно, надеюсь, услышу такой же комментарий клиента: «Наконец-то мы увидели замену вот этим пластиковым…» Знаете, на выставках витрины. «Наконец-то мы что-то увидим другое».

Д.Потапенко― Ну, организация пространства, на самом деле, конечно, на выставках с пластиковыми перегородками – она ужасна, с одной стороны. Но они, вот, они вечные. Основная проблема, я думаю, что здесь очень немаловажный момент стоимости. Потому что вот эти перегородки, безусловно, как участник, многолетний участник выставок, это, конечно, трэш-трэш, особенно когда какой-нибудь стульчик и, вот, особенно мелкая нарезка. Но это компенсируется, когда в центре, там, у компании просто забирают площадку, забирают площадь.

М.Семёнов― Я вам скажу, что я анализировал тот рынок, и стоимость аренды не помню, вроде бы, площади 2 на 2 стоит на выставке порядка 5 тысяч рублей. У вас там лампочка, стульчик, столик и еще вывеска сверху. Так вот мы когда выйдем на рынок, у нас будет абсолютно такая же цена, только при этом еще и будет визуально приятно выглядеть, понимаете? Табуреточка будет не пластиковая, а деревянная, вывеска будет не то, что сейчас там клеят буковки, это будет либо художником оформлено, либо напечатано с дизайном, да? И когда мы выходили, про шатры то же самое говорили, да? Вот, есть шатры – мало ли, кто их подвинет.

Д.Потапенко― Нет, ну это же вопрос… Собственно говоря, цена вопроса тут всегда.

М.Семёнов― Да.

Д.Потапенко― Тут не надо тешить себя иллюзиями, что до тех пор, пока, там, те же самые динозавры… Те пластиковые шатры, на самом деле, очень сильно подорожали. А то, из чего вы лепите, в общем, ну, по-хорошему, как раз древесина-то по некоторым позициям, по крайней мере, по сосне она точно подешевела. И в данном случае вы можете, в общем, на этом вылезти с учетом того, что у вас такой кубик Лего в прямом физическом смысле этого слова, и человек может собрать даже без особого там образования и без навыков.

М.Семёнов― Есть такой образ. Вот, вы ребенку дали 25 кубиков, да? Купили – «Собирай городок». Он может собрать одну колбаску в виде змейки, и будет думать, что это у вас фудкорт длинный. Он может собрать городок, распланировав всё, да? Может сделать какую-то фигуру высокую. Так же и здесь. То есть из конструкций, которые нами представлены, вы можете, в принципе, сделать абсолютно разную площадку. И, вот, наверняка, вы спросите, не идентичны они, да?

Д.Потапенко― Ну, естественно. Насколько они взаимозаменяемы, скажем так, как кубики?

М.Семёнов― Да. То в этом случае я скажу, да, мы используем одно и то же оборудование. Оно сильно не меняется – мы только внедряем новые решения. Но за счет того, что, опять же, мы подходим с подходом, чтобы услышать клиента, то каждый раз мы применяем какие-то новые планировки, новые решения по декорациям. А по сути, кубики вот эти – это как скелет мероприятия, который можно нашпиговать как хотите абсолютно.

Д.Потапенко― Хорошо. Ну, тогда мы сейчас прервемся на небольшую рекламу. Напомню, у нас в гостях Михаил Семёнов, основатель и руководитель компании QBIK. Не переключайтесь.

РЕКЛАМА

Д.Потапенко― Ну что? Мы продолжаем Курс дядюшки По. У меня по-прежнему в гостях Михаил Семёнов, основатель и руководитель компании QBIK. QBIK – это больше четко люди поймут, чем же мы с тобой занимаемся здесь, здесь и сейчас.

М.Семёнов― Строим городки.

Д.Потапенко― Да, строим городки, да. В конце концов, это именно так и есть. В моем понимании, вот, ваша жизнь – она будет всё время состоять из одной такой простой парадигмы, что вам придется придумывать что-то новое, потому что через какое-то время вы станете шатрами. Ну, в прямом физическом смысле. То есть шатры там, условно говоря, отойдут на некоторое время, но потом они вернутся, может быть, в какой-то там другой ипостаси. То есть нужно будет придумывать даже не столько новые архитектурные решения, а… Ну, вот, чем вы выиграли, да? Вы необычны на фоне шатра. Но когда все, условно говоря, вот этими деревянными конструкциями наедятся… Вот, сейчас там тот же Парк Горького, о котором мы очень много сейчас проговорили… Это такое, замечательное место, где что-то подобное применяется. Я уж не знаю, есть ли там ваши конструкции. Но через какое-то время, соответственно, будет меняться парадигма. Что будем делать?

М.Семёнов― Продолжать.

Д.Потапенко― Делать кубики?

М.Семёнов― Как минимум куй, пока горячо. И работаем, да?

Д.Потапенко― Ну, это понятно.

М.Семёнов― Дальше мы не будем отходить от наших, так сказать, принципов…

Д.Потапенко― От дерева не будете отходить?

М.Семёнов― От дерева мы не будем уходить, потому что это главный материал России. Ну а пока я в России, я здесь. Не исключение, что мы будем открывать представительство в другой стране. Ну, там будут другие правила. Но мы живем здесь. Ближайшие 5 лет я из России не ухожу, работаю здесь. Вот. Поэтому если вы спрашиваете про 5 лет, то это будет этот бизнес, это дальше будут сферические кубики, это будет большие павильоны. Понимаете? Ну и на 5 лет вперед ничего не изменится.

Всё может измениться. Я могу уйти в другой бизнес. Но этот как сейчас развивается, я получаю максимальное удовольствие от процесса, потому что я… Я как творец, который создает решения модульные для мероприятий, и тем самым делает счастливым своих друзей (ну, я имею в виду клиентов, да?). Поэтому в этом ключе и развиваемся.

Д.Потапенко― Логичный вопрос: почему бы у вас в ассортименте не появились шатры?

М.Семёнов― Вы имеете в виду шатры металлические?

Д.Потапенко― Любые – пластиковые, натяжные, там, вот, всё то же самое, что вы, условно говоря, называете сейчас «динозавром», потому что, исходя из вашей концепции, вы занимаетесь организацией пространства. А организация пространства вовсе не означает, что там должны быть только, условно говоря, кубики.

Понятно, что это сейчас некая ваша отличительная черта. Но! Поскольку вы продаете функцию «организация пространства», ну, то есть, есть же какие-нибудь ретрограды (можно их так называть), тоже динозавры, но, тем не менее, они платят хорошие деньги, которые считают, что, например, (ну, почти фантазия) что кубик – это не очень, а вот там натяжной какой-нибудь шатер –это forever. Внимание, вопрос: почему у вас в ассортименте не ввести? Пусть это будет другой сайт, может быть даже другое ООО можете зарегистрировать. Но те же самые люди, те же уже ваши дизайнеры не будут использовать другой ассортиментный перечень?

М.Семёнов― Но вы же понимаете, что все деньги не заработаешь в этой жизни.

Д.Потапенко― Ну, там что-то придется украсть, обычно говорят, да.

М.Семёнов― И в моем случае, так как я предприниматель, я полжизни трачу на свое дело, да? Всё время создаю, придумываю, решаю какие-то вопросы. И от процесса нужно получить удовольствие. Я получаю удовольствие от создания каких-то решений. И когда приходит сложный заказ, от планирования того либо другого проекта.

Поэтому шатры, про которые вы говорите, они, к сожалению, пока что некрасивы, к сожалению, пока что визуально, ну, и технологически достаточно сложные, да? Вот. Если появятся какие-то решения, конечно, всё может быть.

Д.Потапенко― Почему и нет, да?

М.Семёнов― Почему нет? Никогда не говори «никогда».

Д.Потапенко― Ну, конечно, да. Поэтому, может быть, через какой-нибудь… Q-шатер появится (что-нибудь такое). Это будет тоже ваша история.

+7 985 970-45-45 – это SMS-портал, куда можно направить вопрос. Елена задает вопрос: «А как, в общем-то, родилась идея этих кубиков?» Но у меня больше даже вопрос не самой идеи, а как, в общем-то?.. Ну, потому что это инженерная работа. Чего вдруг-то? Почему именно кубик, не параллелепипед, не треугольник, не квадрат? У кого-то своровали? У кого-то заметили, подсмотрели? Откуда взялся вот именно этот кубик? Чего вдруг его собрали?

М.Семёнов― Ну, я вам так скажу. Что деревянные павильоны (ну, не секрет) – они были всегда.

Д.Потапенко― Конечно.

М.Семёнов― Абсолютно в любое время. Они просто собирались, разбирались, ломались. И я из этого бизнеса. Более 5-ти лет работал с мероприятиями. У меня даже такое есть выражение: прошел путь от уборщика до предпринимателя. То есть я и их производил… Я работал в производственном бизнесе, мы строили сложные павильоны как раз для выставок. Я был производственником, потом я был монтажником, я был грузчиком, я это всё продавал.

После этого я организовал ивент-агентство и, собственно, занялся организацией мероприятий. Поэтому, в принципе, я побывал во всех шкурах и прочувствовал вот это вот, все боли, вот эти вот все сложности, когда организатор мероприятия планирует мероприятие, да? То есть он думает, как должно оно выглядеть, да? Нужно спроектировать, нужно произвести, а потом это еще всё выкинуть, вы понимаете? Это сколько денег выбрасывается просто в помойку.

Д.Потапенко― Ну, естественно, да.

М.Семёнов― И исходя из этого еще плюс я закончил бизнес-школу в Швеции. А Швеция, как вы знаете, родина IKEA, родина максимальной простоты, удобства, модульности. Ну, вот это всё как раз объединилось, и когда вернулся, смогли реализовать первую идею именно первого кубика модульного, который собирается из 4-х столбов, крыши, пола, столешницы и 8-ми болтов.

Д.Потапенко― +7 985 970-45-45. Татьяна задает нам вопрос: «Всё равно непонятно, вы просто строитель мелких форм из чужого сырья». Татьяна, я могу сказать следующее. Что, конечно, представить архитектурное решение с помощью слабых наших сил радиоэфира… То есть мы можем максимум передать голосом то, что делают ребята. Но в целом, если на пальцах, вот, представляете некоторое количество, условно говоря, по 4 паллета, лежащие на полу, между ними стоит 4 столба деревянных, и между ними есть некая какая-то…

М.Семёнов― Пластиковая крыша.

Д.Потапенко― Ну, пусть будет пластиковая, а у ребят она деревянная, тоже вот фактически из того же материала, из сосны. То есть всё это сделано в икеевском таком логичном стиле. Вот это приблизительно, чтобы визуализировать… Вот, к сожалению, у Михаила с собой не оказалось, потому что мы могли бы (у нас поскольку есть видеотрансляция), у него если был бы маленький макет… Снимают тебя вот этой камерой. То надо было еще принести маленький макет из спичек, и тогда бы мы совсем…

М.Семёнов― Хорошая идея, спасибо.

Д.Потапенко― Ну, вот, просто в следующий раз, когда будет радиоэфир с видеоподдержкой, просто из спичек собери вот эту историю. Поэтому ребята собирают вот такую простую вещь из струганной сосны.

М.Семёнов― Есть небольшой пример. Может, вам будет проще.

Д.Потапенко― Чтобы люди представили, визуализировали.

М.Семёнов― Да. Представьте… У меня был просто проект. В момент релиза фильма «Звездные войны» у меня был разговор с дизайн-заводом «Флакон» и мы думали какой-то арт-объект придумать. Вот. У меня пришла идея построить голову Дарт Вейдера. Дарт Вейдера все знают, наверняка, с его голосом, вот эта черная голова, шлем. Вот.

И мы на скелет, про который вы говорите (4 столба, крыша, пол) еще надели вот эту голову. Собственно, это то, чем мы занимаемся. То есть мы из простых вещей создаем достаточно сложные решения.

Д.Потапенко― Из ваших 10-ти человек кто, собственно говоря, владеет ножовкой и станком? Потому что при всем при этом, ну, архитектурно можно всё это набомбить, но кто-то должен банально уметь строгать, пилить и всё остальное.

М.Семёнов― У нас есть технический специалист, который отвечает за производство, за ремонт, а также производство, на котором мы это всё и создаем.

Д.Потапенко― Но вы им передаете чертежи уже готовые, имеется в виду прямо технические? Или вы им передаете эскизы?

М.Семёнов― Чертежи технические, потому что так как я из (НЕРАЗБОРЧИВО), я строил это всё руками, то я абсолютно могу читать все чертежи. И у меня в команде конструктор-архитектор, конструктор, который работал на этих станках. Собственно, мы подготавливаем и уже просто отдаем и занимаемся контролем качества. И всё.

Если говорим про более простые какие-то действия (это ремонт и постройка там столбов, ну, самого простого, без какого-то включения станков), то это делается у нас на 70 квадратах склада. Всё.

Д.Потапенко― Понятно. Ну, станки – это отдельное производство, не ваше? Или ваше?

М.Семёнов― Отдельное.

Д.Потапенко― То есть отдельное, то есть на каком-то производстве вы это всё заказываете?

М.Семёнов― Да.

Д.Потапенко― А у вас, я так понимаю, всё, как говорится, добирается. Насколько вам приходят?.. То есть насколько я себе понимаю, оборудование, то есть эти ваши кубики вы сдаете в аренду, то есть вы их на зимний период, по сути дела, складируете у себя. Правильно я себе понимаю?

М.Семёнов― Сдаем в аренду.

Д.Потапенко― Или они?.. То есть у вас нету такого периода хранения?

М.Семёнов― У нас летом хранятся зимние стены, зимой хранятся летние стены. А в целом, кубик работает круглый год, потому что зимой кубик просто одевается в шубу, закрытые стены, у него появляется окно пластиковое, дверь, обогреватель. И тут нету утеплителя в стенах. Потому что основная задача всё равно на мероприятиях – это спрятаться от ветра, понимаете?

Д.Потапенко― То есть это не столько обогреть продавца или, там, кого-то, кассира, а в данном случае просто чтобы ветрозащита?

М.Семёнов― Ветрозащита. И когда у вас работает инфракрасный обогреватель, собственно, продавцу – ему жарко, он чуть ли не в футболке там стоит, поверьте. Потому что проекты летом – они более долгосрочные, по 2, по 3 месяца (у катков работа, да?). И люди, которые туда приходят, они просто утром включают, он обогревается и всё, и дальше идет работа. Всё достаточно комфортно. Это, конечно, не дом, но всё же.

Д.Потапенко― Ну, понятно. В этой связи совершенно законный вопрос. Поскольку сосна – дерево-то такое, как говорится, и легко набирающее влагу, и деформирующееся при летней жаре, потому что она крутится… Поскольку у вас очень длинные конструкции, то есть по моим оценкам она где-то 2-2,5 метра должна быть как минимум, да?

М.Семёнов― Да, 2 метра.

Д.Потапенко― Насколько велик?.. Как говорится, сколько служит такой кубик и как часто он выходит из строя? То есть какой процент, ну, не брака, а выбытия (называется на производстве).

М.Семёнов― Самый старый кубик отработал 75 мероприятий. Ну, для меня это достаточно долгое время.

Д.Потапенко― Если в годах, это сколько? Потому что здесь основной вопрос – это как часто он?..

М.Семёнов― Полгода.

Д.Потапенко― А, полгода.

М.Семёнов― Полгода. Потому что…

Д.Потапенко― То есть кубик не переживает стандартный год, правильно?

М.Семёнов― Да. И на сезон его хватает. На сезон его хватает, дальше вам что нужно сделать? Это не значит, что он трескается, взрывается или еще что-то, это значит, что его нужно просто почистить перед следующим сезоном, в порядок привести, доски, которые искривились, поменять, и дальше он будет работать. А за счет того, что это всё просто, то, в принципе, поменять одну доску – это не проблема.

Д.Потапенко― Это понятно. Процент реновации в таком кубике каков приблизительно?

М.Семёнов― 15%.

Д.Потапенко― Ну, если это выдерживает, в общем, это… Себестоимость такого кубика?

М.Семёнов― Самая простая модель – 15 тысяч рублей. 15 тысяч за, вот, 4 столба, крышу, пол, столешницу. И крыша, ремарка, не деревянная, а из пластика, поликарбонат.

Д.Потапенко― Ну, понятно. Такой, стандартный лист поликарбоната, который любой может найти на ближайшем строительном рынке, соответственно.

М.Семёнов― В том-то и идея, что это можно сделать чуть ли не из подручных средств. Понимаете, да? Поэтому мы именно создаем вот такие вот простые, дешевые решения, которые при этом еще и красиво выглядят.

Д.Потапенко― Ну, вы, по сути дела, если уж брать по-честному, вы не совсем продаете оборудование. Точнее, вы его совсем не продаете, потому что оборудование ваше, ну, по моим оценкам воспроизвести не очень сложно. То есть даже, там, на оборудовании… Ну чего? Там станок, шлифовальный станок, ну, максимум еще… Даже камеру покраски не нужно, потому что там просто единственное надо либо кузбасслаком, либо яхтным лаком обработать это. Ну, яхтным лаком лучше, судя по картинке.

М.Семёнов― Декоративные элементы, информативные досочки, которые там, вывеска и доска под столом – она обрабатывается меловой краской. Ну, это тоже, в принципе, можно и…

Д.Потапенко― Ну, то есть вы продаете не столько оборудование, сколько вы продаете, все-таки…

М.Семёнов― Сервис.

Д.Потапенко― Сервис, свою голову. То есть вы продаете умение планировать пространство.

М.Семёнов― Да. И, вот, мы говорили про конкурентов, можно ли скопировать. Я вот повторюсь, технологически можно, а голову скопировать, ну, вот, пока сложно.

Д.Потапенко― Тогда вопрос. Как находить клиентов? Помимо того, что писать свой замечательный сайт на первом мероприятии. Как найти первых 10 клиентов? Ну, потому что я понимаю, что ивентов, вроде, с одной стороны, как вы упомянули, там 2 тысячи и 80% в Москве, но, там, те ивенты, на которых можно заработать, ну, я не думаю, что их там все 80%, потому что ивент ивенту рознь. Там есть ивенты, которые, в общем, не стоят даже доброго слова, то есть у них просто банально нет денег.

Так вот как работать с клиентом? Где его находить?

М.Семёнов― Я могу рассказать, как я. Мне так проще всего.

Д.Потапенко― Ну, вы как эксперт рынка, соответственно, говорите, как вы себе это видите.

М.Семёнов― Да. Начинал я с того, что просто звонил всем клиентам. Ну, я выделил свои уникальные преимущества (быстро, дешево красиво и отношение, эмпатия к клиентам), вот, собственно, на них мы играли. И что мы делали? Мы звонили каждому клиенту, мы приходили к нему на встречу. На мероприятиях мы пытались встретиться. Так и работали.

Д.Потапенко― Насколько клиент шел? Ну, вот, если бы я был организатором ивента, я говорю, вот я представляю себе, там, сидит дядька какой-нибудь, у него хороший бюджет. Ну, такое мероприятие какой-нибудь «Афиши» — оно стоит, ну, миллионов 25-30 там, по моим оценкам.

М.Семёнов― Миллион долларов примерно.

Д.Потапенко― Да, миллион долларов. Ну, в старых деньгах миллион долларов тогда. Как раз 25-30 миллионов. И тут мне нужно организовать площадку. И приходит какой-нибудь молодняк. Конечно, классный, штормящий, конечно, с ноутбуком, с Маком. Ну, это ж понты-то – вы ж должны колотнуть-то. Ну, там, конечно, ты смотришь на это всё своим суровым глазом и думаешь «Господи, пришел опять понты колотить». И думаешь, вот, отдать ему площадку, дать ему, условно говоря, там миллион рублей на вот эту площадку? Ну, ведь, засранец же, сорвет, ведь, за душой же ничего…

М.Семёнов― Подведет же.

Д.Потапенко― Подведет же! Ведь, за душой-то нифига. Вот эта печать там пустая, вот, сидят они на этом складе гребаном. Вот, ведь… Вот, как пить дать. Картинки-то они рисовать умеют, а, ведь, завтра нужно будет пригнать двух-трех таджиков, которые всё это соберут, электричество подключат, там, что называется, туалеты поставят, и куда-то это говнище надо будет еще вывозить.

Вот, как вот это-то вы преодолевали?

М.Семёнов― Здесь играет…

Д.Потапенко― Потому что я думаю, что вот каждый организатор такого ивента вот именно так и смотрел на вас, таким…

М.Семёнов― Абсолютно! «Что за молодняк?»

Д.Потапенко― Да, что за молодняк, что пришел и на каком основании? Хочется уже не отдать миллион, а хочется сказать «Ты, парень, давай ты мне миллион принесешь, а потом я посмотрю, чем это кончится». Так, как вы это преодолевали?

М.Семёнов― Ну, если мы опять говорим про Пикник «Афиши», то они же мне не сразу дали большой бюджет, большую площадку, где последний раз мы застраивали порядка 150 кубиков. Большие площади.

Мы начали с 7-ми. 7 кубиков, из которых 4 было инфо-поинта, 3 еще и благотворительных, понимаете? Вот. И, вот, малыми силами, потихоньку, зарабатывая авторитет.

Д.Потапенко― То есть вам дали, что называется, площадочку попробовать?

М.Семёнов― Попробовать, да. И по знакомствам, по рекомендации мы вышли на первый ивент. Второй ивент был чуть-чуть больше – было 20 кубиков, но там были организаторы мероприятия нашего возраста, молодые, заинтересованные в красивых проектах.

Д.Потапенко― Но всё равно вам дали, опять-таки, некий кусочек.

М.Семёнов― Опять дали кусочек. И, вот, со временем, потихоньку обороты нарастали.

Д.Потапенко― Ну, то есть вы зарабатывали свою репутацию, все-таки, step by step?

М.Семёнов― Естественно.

Д.Потапенко― Я к чему обращаю это внимание? Потому что очень часто, выступая перед людьми, перед молодыми предпринимателями, людьми такого же возраста как вы… Я именно осознанно вас пригласил, чтобы как раз они услышали именно из ваших уст, что вот так вот щелчком пальцев никто никому не отдает никаких огромных бюджетов, что всё идет step by step, то есть всё равно вы начинаете расти снизу, с какого-то там, ну, минимальной пробы пера, скажем так. Где дают вам, конечно, возможность, но если бы, например, Михаил, у меня присутствующий сегодня в студии, обгадился, скажем так, и сделал бы погано, то следующего заказа, я так понимаю, не было бы.

М.Семёнов― Абсолютно не было, и это был большой риск, на самом деле, Масленица в Монако. Я понимал, во что я могу вляпаться, да? Но я пошел на это.

Д.Потапенко― Ну, то есть основное, во что мог вляпаться клиент. Я себе нервничал бы за него, честно говоря.

М.Семёнов― Да. Вы же понимаете, мы и клиент – друзья. То есть если я подставляю клиента, значит, у меня у самого проблемы, значит, авторитет, репутация и всё плохо.

Д.Потапенко― Ну, у него-то больше, он больше теряет, все-таки.

М.Семёнов― И, понимаете, 2 тысячи ивент-агентств – это очень маленький рынок.

Д.Потапенко― Да, конечно.

М.Семёнов― Здесь сарафан работает в миг. Если где-то сильно профакапиться, потом не будет шанса.

Поэтому, да, ребята, step by step. Начинаем с малого, с маленьких форм, показываем, понимаем, какое у вас уникальное преимущество, да? То есть не просто вы деревянную палатку делаете как в моем случае, а вы еще и помогаете в пространстве, в декорациях, во всем. И, вот, потихоньку уже на маленьких проектах зарабатываете свой опыт, свою репутацию и вас начнут рекомендовать, и потихоньку вы вырастете. Естественно, у меня это не предел – еще расти и расти, можно минимум в 10 раз вырасти, на самом деле. Вот, за 5 лет 10 раз у меня план. Поэтому всему свое время. Но не нужно спешить. И всех денег не заработаешь, на самом деле.

Д.Потапенко― Ну да. Главное, не дополнять, что часть придется, все-таки, украсть – это традиционная наша пословица. Хорошо, давай, поскольку у нас время уже подходит к концу, какие планы по развитию? Что будет этот год? Потому что сейчас мы в начале сезона.

М.Семёнов― У нас прошлый год мы закрыли в 150 мероприятий. План – 300 мероприятий. Мы выводим на рынок новое оборудование в детскую зону, в зону lounge. Мы планируем организовать несколько мероприятий за границей, да? Ну и не отходить от правила то, что это быстро, дешево, красиво, ну и душевно, так сказать. Так что получайте удовольствие от того, что вы делаете, и всё у вас получится.

Д.Потапенко― Ну, будем надеяться, что так оно и будет получаться. Ну, спасибо, что зашел в гости. Напомню, у меня в гостях был Михаил Семёнов, основатель и руководитель компании QBIK. Спасибо, Миш.

М.Семёнов― Спасибо.

Д.Потапенко― Ну что? Это был Курс дядюшки По каждый четверг в 23:00. Не переключайтесь.