Д. Потапенко

—Малый бизнес тем хорош, что он может существовать где угодно. Около 40 % малого и среднего бизнеса живет «в черную», и эта цифра будет расти. Это не более чем ответная реакция на действия властей. Если феодал относится к крестьянину как к дойной корове, общается с ним, как мясник со скотиной – «мы сегодня доимся или идем на говядину?» – что крестьянину остается, кроме как уйти в тень?..
С «черным» бизнесом надо общаться, как с забитой собачонкой: выманить, отмыть, накормить – и только после этого она может стать к вам лояльной.



Д. Потапенко

— Увы, эти разговоры возникли не на пустом месте. Где-то до ноября включительно мы увидим увеличение еще на 10 процентов, причем на все продукты питания без исключения. Говорить о том, что что-то подорожает больше или меньше, я бы не стал. Рост окажется примерно равным. А его причины лежат на поверхности — это новый акциз на топливо, который автоматически сделает все без исключения товары дороже.



Д. Потапенко

— Осталось только понять как штаб чиновников защищает предпринимателей страдающих от процедур созданных чиновниками? Чиновники были не в курсе, что они на создавали? Тогда в отставку! Кто виноват в том, что они же сами и создали?



Д. Потапенко

— Мы долго были под татарами. У нас именно такая психология, ханская: налетели, уничтожили, дань за 300 лет собрали, пропили, снова живем в шатрах. В России, к сожалению, процент ставок по кредитам стал запредельным, поэтому сейчас здесь тяжело развиваться. Хотя сам процесс идет быстрее, так как в объеме можно заработать больше, но – при большем риске.

Д. Потапенко

— Это особенность не российского бизнеса, а Российской Федерации. Если банк выдает вам кредит максимум на 3–5 лет, о чем можно говорить?

Я не могу сказать, что для меня завтра хоть потоп. Ни одно живое существо, в том числе россиянин, не заинтересовано в быстрой смерти. Все заинтересованы в долгой жизни, просто делают короткие проекты. Проект сработал, отработал – его модернизируют, ликвидируют, продают. Это не вопрос стремления людей к коротким срокам, это следствие навязанной внешними условиями логики. Мы отдали управление собой, своей жизнью каким-то персонажам, и эти персонажи задали нам определенный стиль жизни. Почитайте изречения восточных мудрецов: когда моешь чашку – думай о чашке. У нас этого думания о чашке нет, мы думаем о чем угодно другом.

Д. Потапенко

— На сегодняшний день есть всего две стратегии, которые позволят компании выживать. Первая: работа с нищими. Вторая: работа с легендой. Все, что касается так называемого среднего формата, должно свалиться в одну из этих сторон.

Работа с нищими – это не просто низкий ценовой сегмент в вашем объеме рынка. Это в первую очередь удовлетворение потребностей низкой ценой и низким продуктом. Грубо говоря, мокрая простыня и вентилятор вместо кондиционера.

Работа с легендой – это долгая, нудная маркетинговая стратегия, когда вы создаете не сам по себе бренд и не ценность бренда или товара, а легенду владения им. Яркий пример – айфоны и харлеи, которые не являются дорогостоящими с точки зрения изготовления, но являются легендой каждый в своем секторе.

Эти две стратегии наиболее разумны на падающем рынке, когда идет стагфляция. При этом ключевым фактором является четкое понимание, какую потребность клиента мы удовлетворяем.