Д. Потапенко

Первая проблема – это зарегулированность бизнеса. Все регуляторные вещи почти фатально мешают ведению бизнеса. Количество бумажек, которые нужно получать для ведения бизнеса, запредельно. Но абсолютно никак не влияет на качество услуги. Вторая проблема – отсутствие платежеспособного спроса. Бо́льшая часть банкротств компаний связана именно с этим. Третья – большое количество запретительных документов для получения кредита. Это три ключевых фактора. Но можно развивать их дальше. Можно сказать про налоги. Да, они не растут, зато у нас более 50 нетарифных сборов, это всякие там «Меркурии», «Платоны» и далее по списку. Они увеличивают себестоимость продукта или услуги, но не стимулируют спрос. Так что толку для экономики от них нет.

— Смогут ли Россия и другие страны бывшего СССР найти свое место в новой реальности?


Д. Потапенко

— Будет очень непросто, потому что к управлению странами должны прийти «развиватели». Сейчас управляют «охранители», которые заняты сохранением стабильности ради стабильности. Есть ли шанс сменить элиты – не знаю.



Д. Потапенко

— В любом бизнесе выигрывают туалетная бумага и бананы. Это не плохо и не хорошо, это вызов нам как предпринимателем. Нам всем бы хотелось торговать качественными товарами, но у потребителя свое понимание качества. Сейчас продукт стал хуже во всех сферах: в продуктовом сегменте, в DIY, в общепите. Но осознали это только люди бывшего среднего класса. Потребители, которые, условно говоря, сидели на дне, особой разницы не почувствовали.



Д. Потапенко

— Возможностей было достаточно. Помню, лет 5–7 назад продавалась сеть немецких торговых центров Karstadt, причем недорого – за каких-то 20 миллионов долларов. Наши правители могли тогда вписаться в покупку Karstadt, на 5–7 лет отправить в Германию команду управленцев – набираться опыта и изучать спрос. Одновременно создавать в России институты, которые разрабатывали бы потребительские товары, востребованные за границей, а их производство размещать в Китае. Это был бы реальный выход на мировой рынок. Однако никто этого делать не стал. Зато примерно тогда же мы закачали в АвтоВАЗ около 60 миллиардов долларов – на эти деньги могли бы скупить всю автопромышленность мира.



Д. Потапенко

— Россия к этому не готова. Надо четко понимать: на малое предпринимательство это никак не влияет. Это обычная государственная торговля доступом к тому или иному рынку: мы отдаем им свой рынок, они нам свой.