Сейчас тема «эко-био» продуктов на подъеме, производители интересуются, как им продавать эти товары. Я вижу ситуацию следующим образом.

 

Основная проблема «эко-био» — отсутствие доказательной базы. Покупатели не верят. Поэтому продавать такие продукты трудно. Кроме того, надо понимать, что мы не Запад. То, что население начинает смотреть в сторону «экологически чистых» продуктов, — иллюзия. Причем не только в России. За рубежом продажи «эко-био» товаров не превышают 3 %. В гипермаркете это в лучшем случае одна полка. Это притом что на Западе есть пресыщение, люди наелись регулярного продукта (сетевой продукт — тот, который мы употребляем каждый день), а экологически чистый продукт действительно экологически чистый (он отслеживается с момента посева, контролируется все — что вносится в почву, какая выпадает влага…).

 

У нас другая ситуация. Мелкие производители, не умея отстраиваться от крупного транснационала, начинают рассказывать, что их продукт — экологически чистый. Приведу пример. Есть очень дорогая водка (название по понятной причине не указываю), производитель которой утверждает, что она «экологически чистая», потому что проходит уникальную систему очистки. Однако производство находится в 5 километрах от скотомогильника с сибирской язвой. И в России такое сплошь и рядом.

 

Если говорить о продвижении как таковом, то мы пока не понимаем, что такое «натуральный продукт», «экологичный продукт», «биопродукт». Это разные вещи. Для потребителя в целом есть продукт «плохой» — сетевой, — хотя он его активно потребляет, потому что он дешевый, и есть продукт «хороший» — натуральный, свежий, фермерский, экологически чистый и т. д. Поэтому работать в этой отрасли нужно аккуратно. Каналы сбыта для «экологических» товаров — открытые рынки, интернет-магазины и мелкие лавки. Но надо иметь в виду, что рынок сильно замусорен. Мелкие производители «раскачали» отрасль, и «флаг перехватили» транснационалы: сейчас практически на любом сетевом продукте написано, что он натуральный и экологически чистый.

 

За рубежом есть государство. В России его нет. Пока не появится государственная машина, а не люди, пришедшие во власть с инвест-проектом, которые «доят» страну, и отдельно — предприниматели, пока между ними не будет жесткого разделения, доверия покупателя не будет. Доверие возникает при неизменности поведения. На поведение лисы никак не влияет поведение курицы. Допустим, вы купили 100 гектаров земли, честно выращиваете на них экологичный продукт, и все вам поверили. Но пришел сын губернатора и поставил рядом химзавод. Вы можете говорить покупателю что угодно, что у вас добровольная сертификация, но все знают, что за деньги в России можно сертифицировать хоть человечину.

 

 

Д. Потапенко

— Должна быть ответственность. Человек, подписавший банковский договор, не читая примечаний, набранных мелким кеглем, должен осознавать, что в случае чего виноват он, а не банк, потому что он поставил свою подпись. И так должно быть везде: в каналах сбыта, производстве экологически чистой или не чистой продукции. Мера ответственности высока, и предприниматель — это человек, отвечающий за все. Забудьте, что вы производственник, и вспо мните, что вы — основной барыга. Смотрите глазами клиента — нуждается ли он в вашем товаре. Общайтесь с клиентами, получайте обратную связь. Общение с клиентом — лучшая школа бизнеса, которая только может быть.