Спросу еще есть куда падать. Изменения на рынке продуктов в этом смысле очень наглядны.

Если вы внимательно посмотрите на товары на полках магазинов, то увидите, что упаковка, скажем, молока или вермишели, в прошлом килограммовая, теперь вмещает 980 или 850 граммов, а рецептура содержимого упаковки поменялась в сторону ухудшения потребительских свойств. Могу сослаться на собственный опыт производителя замороженных овощных смесей. Чтобы вписаться в средние чеки, нам пришлось снизить вес упаковок до 850 граммов, а большую часть горошка и брокколи закупать по самым низким ценам. То есть набор потребительских свойств сокращается, а цена растет. И такая картина ждет покупателя повсюду. Как продавцы товаров DIY, мы видим, что в строительных смесях реально остался один мел. Но главное: потребитель уже готов к такому ухудшению, хотя и требует высокого качества за низкую цену – так уж он устроен. Сегодня все хотят экономить, поэтому спрос будет проседать, товар ухудшаться, а цена – расти.

 

Есть ли у ритейлеров рычаги, чтобы сдерживать цены?

 

Ритейл не может этим заниматься. Мы всего лишь посредники – провода, по которым идет электрический ток. Конечно, нас дрючат, и еще пытаются приплести закон о торговле, чтобы бороться с высокими (с точки зрения чиновников) наценками и отсрочками платежа. Сейчас некоторые сумасшедшие ходят в Госдуму и рассказывают, что главная проблема – в наценках и отсрочках. Надо, чтобы деньги быстрее возвращались к производителю. Но если такой закон примут, кирдык придет в первую очередь производителям.

Если депутаты ограничат наценки и отсрочку платежа, ритейлеры станут меньше заказывать. Где им взять денег, если нет товарного кредита? При этом сократится квант поставки: раньше магазин принимал товар полетами, а теперь ограничится ящиками. Но доставлять ящик придется тем же автотранспортом, следовательно, у производителя увеличатся логистические издержки, и этот рост он заложит в цену товара. А чем выше цены – тем меньше благодарных покупателей.

Ритейл – это ретрансляционная труба. Она собирает из множества кусков большой пазл под названием «Услуга по доступу к товару», где основная издержка не сам ритейл, а аренда, налоги, люди, логистика. Когда у тебя в магазине средний чек 250–270 рублей и в эту сумму входит 7–8 покупок, ты ни с кого ничего не выжимаешь. Просто говоришь поставщику, который пришел на конкурс: вот 270 рублей и средняя покупка 30–40 рублей, вписывайся в эту сумму как хочешь.