Каждое предприятие, неважно, маленькое оно или большое, состоит из 12 микропредприятий:

Для каждой из этих бизнес-единиц необходимо прописать цели.

В первую очередь необходимо понять главную цель предприятия — ради чего мы работаем.
Одна из самых частых ошибок предпринимателей — сводить все к объемам продаж. Действуя таким образом, мы фактически уничтожаем все остальные функции. Безусловно, объем продаж является одним из важнейших факторов, но гораздо более важна доля, которую вы занимаете на рынке, причем на рынке локальном. Если у вас разветвленная структура, со множеством подразделений, охватывающая множество регионов, вы должны рассматривать продажи, скажем так, в федеральном разрезе.

 

Даже если у вас маленький бизнес — например, одна палатка, — у вас тоже рынок!

 

Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы не делали разделения между большими компаниями и маленькими. Перечисленные выше микропредприятия есть в любой компании, независимо от ее величины. Ваша маленькая палатка стоит в огромном мире под названием «твой угол твоего поселка». Если вы продаете какой-то «маленький» продукт, скажем, выпечку, это не означает, что вокруг не существует другого мира. Существует бабушка, которая печет пирожки, — это ваш конкурент. Микроволновка, находящаяся в соседнем офисе, — тоже ваш конкурент. Если вы будете воспринимать мир под большим увеличением, чем сейчас, вы поймете, что вы хотите получить.

На разных этапах развития компании цели могут быть разными. В качестве примера перечислю 5 важнейших стратегических целей нашей компании — компании среднего эшелона:

  • 1) привлечение внешнего инвестиционного капитала;
  • 2) сокращение издержек до определенного процента;
  • 3) доведение количества открытых объектов до определенного числа;
  • 4) увеличение товарооборота;
  • 5) строительство нового распределительного центра.

Эти пять целей ставят перед собой средние компании общепита, ритейла, а также производственные компании. Но это вовсе не означает, что таких целей не могут иметь мелкие компании. Например, распределительный центр у вас может находиться в подвале или в одном из цехов. Когда мы будем говорить о логистике, вы убедитесь, что принципы организации склада в 5000 кв. метров и склада в 5 кв. м — одинаковы. Везде одни и те же требования по потокам — чтобы входящий и выходящий потоки не пересекались. Должны быть зона погрузки, зона комплектации и зона выдачи товара. Даже на маленьком складе эти зоны должны быть физически отделены друг от друга, иначе скорость обслуживания будет низкой.

 

Вот как делаем мы

 

Цели должны двигаться по кругу. До 25 ноября акционеры, исходя из прогностического анализа, прописывают ключевые цели компании на следующий год — по прибыльности, доле рынка и т. д. Потом эти цели спускаются вниз — до уборщицы. А затем снова начинают подниматься вверх: они должны соблюстись и разбиться на KPI в рамках конкретного подразделения. Должен быть круговорот, а не просто точка входа и точка выхода — только в этом случае компания может развиваться.