Перечисленные ниже издержки есть в любом виде бизнеса. Как работать с каждой из них? Как снизить?

Основные издержки предприятия:

1) оплата за товар;

2) арендная плата;

3) заработная плата персонала;

4) обслуживание оборудования;

5) списание.

 

Оплата за товар

Самая высокая издержка в любом бизнесе. Это либо сырье, либо сам товар. Будете ли вы поставщиком В2В, услуг или товаров либо полуфабрикатов, которые производитель дорабатывает, не тешьте себя иллюзиями, что кто-то будет радостно вам платить. Никто не будет вам платить вовремя. Чем позже он заплатит, тем ему выгоднее. Нужно заранее исходить из того, что платить вам будут редко и неохотно.

Чтобы сократить эту издержку, нужно выдавить из потенциального поставщика низкую цену. Необходима в первую очередь работа отдела развития, который открывает новые объекты, все новые и новые точки сбыта. Банально увеличивая оборот, вы можете выдавливать из поставщика все большие и большие скидки.

Поставщиков нужно регулярно менять, желательно раз в квартал, с увеличением отсрочки платежа. К сожалению, количество поставщиков в России ограничено. Например, в Чехии количество производителей по каталогу, которое я могу привлечь, 1 500 000, в России – 15 000. Разница в 100 раз. Поэтому, когда вы выезжаете за рубеж, вы видите товары, которых здесь нет и никогда не будет: рынок России убог и никому неинтересен. Даже рынок Европы, довольно убогий, более привлекателен – за счет того, что существует Евросоюз и на его территории есть разные зоны по потреблению. Так что и в отношении поставщиков не надо тешить себя иллюзиями.

 

Арендная плата

В России арендные ставки завышены в разы. В Америке сетевые магазины Walmart платят за аренду 50 долларов в год за квадратный метр. В Чехии средняя арендная плата – 9 евро в месяц за квадратный метр. А в Москве – 600 долларов в год, и это еще не самый худший вариант. Причина – отсутствие переизбытка хороших площадей под аренду. Открытие магазина в России в 4 раза дороже, чем, к примеру, в Чехии. Потому и товары у нас вчетверо дороже.

Со снижением затрат по аренде тяжеловато, потому что количество помещений, где можно устроить магазин или ресторан любого формата, – практически единичные объекты. Приходя к арендодателю, вы вступаете в серьезный конкурентный спор. На аренду стоит очередь человек двадцать.

Существует четыре способа снизить арендную плату.

1. Ипотечный выкуп.

2. Вхождение в акционеры собственности.

3. Плата от оборота. Однако в России арендодатели идут на это редко. Собственнику это невыгодно. У меня есть несколько объектов, где я плачу от оборота, – и это единичные исключения из правил, лишний раз подтверждающие правила.

4. Сопровождение собственника сторонними услугами – например, охранными или юридическими.

 

Заработная плата персонала

Слова «корпоративная культура» и «мотивация» оставьте для выступлений на форумах на тему «человек человеку друг, товарищ и волк». Работа есть работа, ничего личного. Человек глуп, ленив, безынициативен. Им нужно управлять как биороботом. Человека стимулирует на 30 % зарплата и на 70 % страх ее потерять. Ваша задача как предпринимателя – заставить человека работать «за орешки».

Эксплуатация человека человеком – норма. Каждый из нас так или иначе эксплуатирует другого. Мир так устроен. Если вам кажется, что эксплуатацию придумали «проклятые капиталисты», то знайте: при социализме она тоже имела место. Задача советской идеологии состояла в снижении потребностей. Комсомольцы-добровольцы ехали на БАМ, на целину. За идею люди вкалывали в суровых условиях на голом энтузиазме. Никто не воспринимает это как эксплуатацию, хотя это эксплуатация в чистом виде.

Способы снижения расходов по заработной плате:

1) отсроченные годовые бонусы. Хороший метод удержания персонала. Чем дольше отсрочиваешь, тем лучше;

2) наем гастарбайтеров;

3) сокращение персонала с совмещением функциональных обязанностей. Это одна из важнейших задач предпринимателя: чем больше персонала, тем сильнее фактор ошибки.

 

Обслуживание оборудования

Оборудование у нас как правило, импортное. И оно не просто импортное. Оно еще и часто выходит из строя по причине того, что эксплуатационные условия России не подходят ни для одного из видов импортного оборудования. Так что здесь тоже много не сэкономишь. Но – попробуем.

Во-первых, при покупке оборудования обращайте внимание на себестоимость обслуживания – она должна быть максимально низкой. Важна не сама машина, а стоимость ее эксплуатации. Если вы покупаете «бентли», а не банальную «шкоду», будьте готовы к тому, что любая запчасть и любой, даже самый мелкий, ремонт обойдутся вам в круглую сумму.

Во-вторых, желательно покупать б/у оборудование.

И третье: должно быть как минимум две обслуживающие компании, которые нужно постоянно стравливать, потому что любой эксклюзив – это плохо.

 

Списание

Списание существует в любом бизнесе, неважно, торгуете вы трусами, носками или продуктами. За рубежом оно вносится в налогооблагаемую базу, а в России происходит из чистой прибыли предпринимателя.

Чтобы минимизировать затраты по этой статье, должна быть внедрена полная коллективная материальная ответственность. Материальная ответственность аутсорсинга, охранного агентства. Помните, что сокращение персонала, который принимает участие в обработке товара, способствует минимизации затрат.