Если вы считаете, что бизнес – это рулетка: правильно поставил – тебе повезло, – то вам в казино, а не в предпринимательство.

Бизнес – это не игра на деньги, а трезвый расчет. Когда вы создаете свое дело, надо максимально дефрагментировать бизнес-процессы, просчитывать и планировать. Однажды мы работали над проектом для ТВ, и меня спросили, сколько этапов надо пройти при открытии точки общепита. Я прислал таблицу с самыми крупными, каждый из которых раскладывается еще на десяток мелких. Всего их было 86. По таким таблицам и строится бизнес.

Я никогда не подходил к решению какой-либо задачи без жесткого планирования. Никогда не было ощущения, что сейчас нужно рискнуть, потому что потом будет поздно, конкуренты перехватят. Я долго работал в казино и знаю, что такое риск – это дело идиотов. То, что в бизнесе называется риском, всегда просчитанная история, пусть и не всегда вербализированная. Я сказал бы не «семь раз отмерь, а потом отрежь», а двадцать восемь раз отмерь и подумай еще, нужно ли резать.

План – первичен. Когда есть план, возникает технология и скорость принятия решений. Сначала вы просчитываете все варианты, а потом реализуете один из них со всеми плюсами и минусами. Скорость без технологии – ты в бордюре и ты труп. Сначала технологии, потом скорость.

Это про честную скорость, про стрелку спидометра. А как быть с желанием смухлевать, объехать по обочине? Нарушение правил – такой же математический расчет. Вы просто включаете издержки на то, что вас оштрафуют. Если вы готовы нести этот риск – пожалуйста.

Начните с бизнес-плана – именно он должен стать вашим первым документом. Даже если вы не собираетесь привлекать инвесторов, напишите бизнес-план для себя.

Бизнес-план должен отвечать на три ключевых вопроса: «Что я хочу?», «Как это сделать?», «Что для этого потребуется?». Создание бизнес-плана займет время, но тщательная проработка всех пунктов – половина успеха. Пошаговый план действий позволит в дальнейшем успешно справляться с возникающими проблемами, так как они были предугаданы, а способы их решения прописаны. Все должно быть детализировано. Четкое и последовательное изложение всех пунктов поможет не сбиться с пути.

 

Пропишите математически свой бизнес прежде, чем его начинать. Потом будет поздно. «Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» (Карл фон Клаузевиц, фельдмаршал).

 

В бизнес-план должны входить следующие разделы.

1. Резюме (пишется в случае, если план будет предъявляться инвестору).

2. Описание бизнеса: продукция (услуга) и целевая аудитория (клиент).

3. Анализ рынка: покупатели, конкуренты (их сильные и слабые стороны), сегмент рынка, оценочная доля на рынке.

4. Стратегия маркетинга: обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги), ценообразование, схема распространения товаров, методы стимулирования продаж.

5. План производства: расположение помещений, оборудование, поставщики основных материалов и оборудования, использование субподрядчиков, штатное расписание.

6. Финансовый план (бюджет): источники и объем требуемых средств, откуда намечается получить эти деньги и к каким срокам, сроки возврата денежных средств, прогноз объемов продаж, оценка прибыли и убытков, себестоимость продукции (услуги), анализ движения денежных средств (ежемесячно на первый год, а затем поквартально), годовая балансовая ведомость.

7. Риски – реальные и возможные.

8. Оценка экономической эффективности проекта и прогноз движения денежных средств (cash-flow).