Это основной принцип моих компаний, который ввиду российского менталитета очень трудно соблюсти многим нашим предпринимателям.

Нужно выйти из российской модели поведения. Типичный ее образчик – упомянутая мною в начале книги история со сланцевым газом. Постоянно бывая в Европе, я могу сказать, что Европа действительно переходит на сланцевый газ. Нельзя, подобно нашим политикам, говорить клиенту: «Куда ты денешься, все равно за лесом (молоком) ко мне прибежишь». Представьте, вы пришли ко мне в магазин, а я вам бросаю такое…

Это близорукая политика. Клиент обидится, начнет искать альтернативу, и когда появится конкурент, уйдет к нему. Наша великодержавная имперская заморочка очень сильно влияет на нас. Мы не имеем права хамить клиенту, даже если он кочевряжится. Клиент не всегда прав, но он – клиент, именно он платит нам зарплату.

 

Следуйте за клиентом, а не за трендами

 

Любое покупательское поведение имеет тренды. Вчера была в моде японская кухня, сегодня вьетнамская. Существует суждение, что если ориентироваться на тренды, попадешь точно в цель. Я хочу предостеречь вас от подобных заблуждений. Это не всегда работает.

Следить за трендами нужно, но гнаться – не стоит. Следуйте за клиентом и раскручивайте спираль вокруг него. Просто смотрите, что в вашем районе (регионе) востребовано. Не то, чего не хватает! Если там или здесь нет ресторана с японской кухней, это не значит, что он востребован в данном конкретном месте. Вы должны понять клиентские предпочтения. Тогда вы будете попадать в цель, неважно, будет у вас китайская кухня или японская.