Нужно! А вот нужно ли для этого за ними шпионить?

Чужие идеи на потребительском рынке копируются регулярно. Как только запускается какая-то интересная акция или сервис, который начинает приносить деньги, они тут же воруются. Хотя воровством в прямом смысле слова это нельзя назвать – это скорее заимствование. Сбор коммерческой информации происходит в любой компании, хоть это и обложено целой сводкой веселых законов. Но реальность такова, что секреты конкурентов и собирать-то зачастую не требуется: люди выкладывают все сами. Иногда достаточно сопоставить информацию, взяв 5–6 профилей нужных тебе менеджеров в соцсетях. И зачем нам следить  за тобой, если ты сам все уже рассказал? Не нужно ни ювелирной работы, ни ловких шпионов.

Конечно, есть конфиденциальная информация вроде условий поставки. Это важная информация: если ты узнаешь, что мог бы получать товар по цене ниже на 10–15% – это явный сигнал того, что твой отдел закупки работает неправильно. Однако эту информацию проще получить от самого поставщика, а не от конкурента. Если вы с ним давно работаете, раскрутить его на информацию можно, хоть это долгая и нудная работа. Поэтому если вы чего-то не знаете, это значит, что вы просто не хотите работать. Если вы проявляете хоть какой-то минимальный интерес к рынку, страшных тайн на нем для вас не будет.

Поэтому следите за конкурентами и ловите их идеи: в этом ничего плохого нет. Говорят, что награду всегда получают вторые – те, кто идут первыми, погибают. В бизнесе часто так же. Первый косячит, второй учитывает ошибки. И какова правильная последовательность создания хорошего проекта или продукта? Сначала ты на коленке все быстро делаешь криво и косо, набирая обратную связь и набивая шишки. А затем все это учитываешь и делаешь качественный продукт. Так почему не начать со второго этапа сразу, если первый этап уже прошел кто-то другой и результат уже налицо?

Мы, например, регулярно повторяли акции конкурентов вроде Октоберфеста. И часто отлавливая то, что они сделали не очень качественно, получали лучшие результаты и более высокие прибыли. Идею комплексных обедов мы в свое время тоже содрали у другой компании. Хотя, конечно, заимствование это было тоже условным – я ими еще в студенческие годы питался, – но тем не менее подтолкнули к этому нововведению нас именно действия конкурентов. Мы ее улучшили. У конкурентов обед был один, мы сделали два – «Студенческий» и «Советский», за 99 и 129 рублей. Причем первый нам никакой прибыли почти не приносил, но мы его оставили как некий бенчмарк, чтобы люди понимали, от чего отталкиваться. Насколько я знаю – а я это могу понять тоже без всякой глубинной слежки, по внешним признакам, – продажи у нас выше.