Российские магазины дадут хлебу зачерстветь, а салату испортиться, но ни за что не снизят цену даже за час до закрытия. Почему?

Те, кто бывал в зарубежных продуктовых магазинах, знают, что там во многих супермаркетах вечером начинаются распродажи скоропортящихся товаров и кулинарии. После 19:00, к примеру, отдельные товары вроде хлеба или салатов можно купить до 75% дешевле. Спрашивается: почему такого нет у нас? Ритейлеры из жадности предпочитают списать, но не продать дешевле?

 

«Если помните – ЮКОС как раз на этом попался, а повторять его судьбу как-то никто не хочет»



На самом деле все, как обычно, упирается в систему. Существенную скидку, которая действительно бы могла привлечь покупателей, нам фактически запрещает делать закон – по российскому Налоговому кодексу нельзя продавать товар дешевле себестоимости. Причем не важно, сами вы что-то производите или чужое на полку выставляете. Если помните – ЮКОС как раз на этом попался, а повторять его судьбу как-то никто не хочет. Абсурд, конечно, – во всех цивилизованных странах за сколько хочешь, за столько и продаешь. А у нас остается только радоваться, что хотя бы сами цены не регулируются.

Конечно, можно продавать по себестоимости, но скидка в этом случае будет не такая уж существенная: накрутки у ритейлеров небольшие, зато на проведение такой скидки придется потратить немало времени. Сразу оговорюсь – сделать снижение цен на определенные товары регулярным сложно – динамика в течение дня разная, и ты никогда не знаешь, какие позиции у тебя зависнут. Остается отслеживать в течение дня и реагировать оперативно. И вот тут-то мы опять сталкиваемся с проблемами. В Чехии или Болгарии мне, например, чтобы сделать скидку, достаточно просто позвонить поставщику, договориться и сменить ценник. А у нас, согласно системе товароучета, привязанной к государственным нормам, надо раскрутить всю цепочку – и поставщика, и логиста, и упаковщика, – провести изменения в системе, переоформить накладные и т. д. Кому это нужно? Проще списать и забыть.

Но если ритейлу вечерние распродажи неинтересны, то это не значит, что в общепите они не сработают. У ресторана или кафе проще система учета, а самое главное – больше маржа. Так что им, в отличие от нас, есть что скидывать. Жаль только, мало кто так поступает.