Производить экопродукты в России практически невозможно, дорого и никому не нужно.

Во-первых, наладить производство экопродуктов в России невозможно. Возьмем Подмосковье. Я в свое время очень долго пытался понять, как можно выращивать чистые от химикатов продукты на своем клочке земли, к примеру, в 100 га, когда ты находишься в окружении сельхозпредприятий, которые все применяют гербициды. Они что, с каких-то пор в грунтовые воды не уходят? Или не испаряются и потом с дождем не выпадают? Исчезают мифическим образом?

Вопрос, как тогда это осуществляется за рубежом? У меня есть несколько знакомых, входящих в ассоциацию Salamander, объединение производителей экологически чистых вин. Их всего 33 в мире, и каждый из них расположен в географической области, имеющей замкнутую экосистему – грубо говоря, долины, лощины и прочее в таком духе. Второй немаловажный момент – чтобы такой производитель мог поставить маркировку экопродуктов, он постоянно сертифицируется, его проверяют, причем, не только конечный продукт, а методы производства – сколько он заложил удобрений, когда и каких.

 

«Я очень сильно сомневаюсь, что экопродукты в России будут пользоваться спросом у потребителей. »



Те, кто хоть раз покупал так называемые фермерские продукты, знает, что стоят они не на 30% дороже, а больше. Объективная разница в цене между обычными и экологически чистыми продуктами может составлять 2–3 раза. А у нас ключевой фактор выбора – это цена и близость расположения магазина. Все остальное до лампочки. При таком раскладе экопродукты никакого интереса не вызовут.

Я не против любых маркировок – благо, современные возможности полиграфии это позволяют, нарисовать можно что угодно. Есть же у нас маркировка «Московское качество», «Петербургское качество», N-ское качество и т.д. Дают ли они реальный результат? Да ничего подобного, все это не более чем игрушки местных департаментов. Только больно и обидно за все усилия, которые опять уйдут на какую-то фигню. Я не против таких законов, если б они принимались в свободное от работы время. Работали бы в таком режиме: в течение рабочего дня – ЗА деньги налогоплательщиков и ДЛЯ налогоплательщиков, а потом, после работы остался и принимай, что твоей душе угодно: пиши новые бумажки, в том числе и про экопродукты.