Даже в командировки. «Дистанционного» способа воспитания не существует.

Часто бизнес заставляет родителей подолгу отсутствовать дома – разъезды, командировки, задержки на работе. Многие пытаются компенсировать недостаток общения за счет технических средств, вроде Skype. Я считаю, что «дистанционного» способа воспитания не существует. Детям все равно нужен «глазной контакт», тактильные ощущения. И ни бабушки, ни дедушки, ни тем более няни не могут заменить родителей. Воспитывать удаленно невозможно – потому что воспитываешь всегда своим примером, и другого способа нет.

 


«Без участия родителей дети растут оторвами – я видел массу примеров этого».

 

Человек – все-таки стадное животное, дите беспризорным быть не должно. Исключение – дети-интроверты, которым кроме себя самого никто не нужен, но это редкий случай. При возможности лучше брать ребенка с собой на работу. Воспитательный эффект будет огромным – ребенок, видя, что вы делаете, станет уважать ваш труд. Пока вы уходите в офис как в никуда, ребенку трудно понять, что вы собственно делаете на работе и почему проводите время там, а не с ним.

Из необходимости частых отъездов можно вынести свои плюсы. Я несколько раз брал дочерей с собой в командировки, когда это совпадало со временем школьных каникул, даже возил их на открытие объектов. Коллектив воспринимал совершенно нормально – я и сам, если вижу, что кто-то взял на работу ребенка, могу это только приветствовать. Что касается реакции детей, то им же все очень интересно. В маленьком возрасте они очень хорошо впитывают новые события, информацию. Кроме того, когда дети общаются во взрослом коллективе и видят рабочую обстановку, они растут более самостоятельными.

У меня сохранилась фотография, на которой одна из моих дочерей в возрасте лет трех сидит в моем кресле в рабочем кабинете и ставит печати на листы бумаги. Это называется «играть в папу». Конечно, кто-то может посчитать это не больше, чем баловством, но именно с помощью подобных вылазок мои дети начали уважать и труд родителей, и предпринимательскую активность как таковую. Они понимают: то, что я делаю – не просто за рубль купил и за два продал. Плюс, расширение кругозора – мои дети в любом магазине легко определяют частную торговую марку.

Есть другая крайность: когда ребенок постоянно видит, как вы работаете. Возможно, например, при надомной работе. В целом, я очень скептически к ней отношусь – дома очень трудно заставить себя работать, разве что при сдельной оплате. Работа – это все-таки системная деятельность: встал и пошел. Когда мне приходилось заказывать работы на дому (например, у собственного дизайн-бюро), я часто сталкивался с недисциплинированностью и срывами сроков. Детям, которые видят дома работающих родителей, это тоже на пользу не идет – таким трудом они не проникаются. Домашняя обстановка предполагает, что вы уделяете время им, а не чему-то другому.