Кроме вас в России это никто не сделает.

Понимаю, почему в школах нет ничего даже близко похожего на предметы, в которых бы детям преподавались начальные уровни экономики, базовые принципы строительства бизнеса и, наконец, права. Система образования, равно как и мы сами, – родом из СССР. Там эти дисциплины были совсем ни к чему. Вопрос, почему сейчас их даже не пытаются вводить в школах? Отчего такие важные вещи, на которых вырастает в большинстве своем тот самый средний класс, класс предпринимателей – людей свободных и думающих – у нас в стране просто не востребованы. Неинтересно? Никому не надо? Тогда не надо спрашивать, отчего у нас в стране нет свободного предпринимательства. Потому что вместо ищущих и дерзких из поколения в поколение вырастают приспособленцы и рантье.

 

«страшное слово EBITDA»



Вообще-то дети, если перед глазами есть примеры, сами быстро схватывают азы этих премудростей. Дальше ввести их в терминологию, объяснить, что такое оборот или страшное слово EBITDA, не составит большого труда. Конечно, если родители сами в теме. Только у нас мало кто из взрослых достаточно ясно представляет, какие законы управляют бизнесом. В России, в массе своей, более ценным и практическим знанием является умение правильно пристроиться по жизни, чтобы ничего не делать и в рот капало. Я сейчас стал вести передачу о бизнесменах на одном из спутниковых каналов. Где ни копнешь, оказывается, реальных предпринимателей в стране почти нет. Думал, их тысячи, а чтобы найти такого, у которого все построено не на административном ресурсе, надо еще сильно постараться. Чему такие научат?

Ведь подрастающее поколение можно с юных лет вовлекать в игры, где они бы постигали основы предпринимательства, его движущие процессы. Например, такими играми могут быть детские ярмарки – место, где на практике можно понять, как делаются деньги. Опять же, отсюда они поймут, что является выручкой, что прибылью, как можно сокращать издержки и не паниковать при появлении конкуренции. Это практика, а дальше в школах может быть и теория. Но нет, дети и так перегружены. Только чем? Так ли необходимы уроки вроде домоводства, ОБЖ или обществознания? Неужели нет возможности введения предмета, рассказывающего об экономике?

Мои дети давно уже получили ответы на большинство своих экономических вопросов. Они знают, почему в Чехии цены в магазинах ниже, чем у нас. В курсе принципов налогообложения. Наконец, они прекрасно понимают, что такое кредиты, проценты по ним и страхование. С одной стороны, это несложно объяснить, с другой – им интересно узнать. Просто надо заниматься. В условиях, когда больше некому этого сделать, я прекрасно могу справиться и сам.

 

«Чиновники назначают, кому быть Абрамовичем, а кому двор мести»


Но экономика экономикой, а без юридических знаний не бывает гражданского общества, не появляется средний класс предпринимателей. Основы права необходимы детям с самых юных лет, тем более, они абсолютно точно догадываются: у нас не правовое государство. И наша жизнь дает им весьма искаженные представления, что такое право. Мои дети регулярно видят, как каждый раз в любом моем выступлении на ТВ или в интернете мне приходится отбиваться от неадекватных нападок, от ложных обвинений, когда окружающие хотят от меня покаяния за то, что я бизнесмен. В реальной жизни они наблюдают, как вообще работает вся наша государственная машина, хоть на примере ментов, хоть налоговиков.  

Есть еще одна причина, по которой вряд ли в школах появится что-либо про основы экономики и права. Государству не выгодны предприниматели как класс, ему нужна серая масса людей, дерущихся за пайку. Не выгодны, потому что если бы в обществе были созданы условия для появления бизнеса, то со временем сами предприниматели и стали бы назначать власть, которая соблюдала бы их интересы. А так наши чиновники сами блюдут свои интересы и назначают, кому быть Абрамовичем, а кому двор мести. Неужели этой участи вы хотите своим детям? Нет? Так учите тогда их основам экономики и права. И сами учитесь.